Образование

Образовательные стандарты

Образовательные стандарты

С 01.01.2014 вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". В соответствии с "Законом об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ,который вступил в силу 01.09.2013, дошкольное образование стало уровнем общего образования.

Как отметила директор департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Анастасия Зырянова, "с одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой - повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

Требование к наличию федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования заложено в "Законе об образовании в Российской Федерации" Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) разработан рабочей группой ведущих экспертов в сфере дошкольного образования под руководством директора Федерального государственного автономного учреждения "Федерального института развития развития образования" Александра Григорьевича Асмолова.

ФГОС ДО - это совокупность обязательных требований к дошкольному образованию

Из выступления Александра Григорьевича Асмолова: "В соответствии с принятыми разработчиками идеологией дошкольное детство рассматривается в ценностной системе координат культуры достоинства, а не только культуры полезности. В этой системе координат ребенка ценят, а не оценивают, детство является самоценным этапом, а не только подготовкой к школе; образование выступает как институт социализации и индивидуализации и не сводится к сфере услуг. В основу стандарта была положена культурно-историческая методология развивающихся систем, согласно которой критерием прогресса различных систем является рост вариативности входящих в эти системы элементов. В контектсте этой методологии образование выступает как ключевой механизм поддержки разнообразия систем. Отсюда ключевой принцип стандарта - поддержка разнообразия ребенка и, соответственно, переход от диагностики отбора к диагностике развития. Центральная психодидактическая технология стандарта - это развивающее взаимодействие ребенка со взрослым и сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребенка. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинароной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста. Дошкольный ребенок - человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры".

Из выступления Владимира Самуиловича Собкина, директора федерального государственного научного учреждения "Института социологии образования" Российской академии образования, члена рабочей группы по разработке проекта ФГОС ДО: "Когда мы готовили этот документ, мы просто обобщили лучший опыт из того, что накоплено в стране. Большинство педагогов уже работают так или примерно так, как мы написали. Предполагается, что с малышами будут много играть, оставив образование для школы. Сам стандарт описывает не набор знаний, умений и навыков, которые воспитатели должны сформировать у детей к семи годам, а условия, в которых малыши проведут то время, пока родители на работе. Проще говоря, детскому саду официально запретили быть "камерой хранения" и маленькой школой. Но при этом присвоили статус первой ступени общего образования".

ФГОС ДО включает в себя требования:

• К структуре Программы и ее объему

• К условиям реализации Программы:

- психолого-педагогическим

- кадровым

- материально-техническим

- финансовым

- к развивающей предметно-пространственной среде

• К результатам освоения Программы, представленным в виде целевых ориентиров дошкольного образования

Введение ФГОС ДО является сложным и многоплановым процессом. Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к введению ФГОС ДО и комплексность всех видов сопровождения.

fgos_do_prikaz (1,67Mb)

otchet_o_vvedenii_fgos (103,50kb)


Назад к списку